Burger Nav
Phone
Close Button

Обратный звонок

Оставьте ваши контактные данные и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время



Нажимая "Отправить", вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Объединение усилий отечественных производителей (Информационный Промышленный Вестник 01.04.2005)

Ежегодная постоянно действующая Всероссийская конференция «Техника и технология производства изоляционных материалов из минерального сырья», проводимая в г. Бийске Алтайского края под руководством ФГУП «ФНПЦ «Алтай», с каждым годом показывает все большую заинтересованность в данной тематике со стороны рынка производства экологически чистых изоляционных материалов. Решениями Координационного Совета по строительству и архитектуре Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение» ФНПЦ «Алтай» был определен головным по разработке технологий производства экологически чистых теплоизоляционных материалов. Его технология, основанная на индукционном плавлении горных пород с последующим раздувом расплава в волокна воздушным потоком, была разработана, внедрена и продолжает внедряться на ряде предприятий страны. Вместе с тем, российский рынок строительных и промышленных теплоизоляционных изделий продолжают успешно завоевывать западные фирмы. Так, например, фирма «Флайдерер», организовав ряд производств в европейской части Российской Федерации, настойчиво предпринимает попытки внедрить свою технологию в Новосибирской области.

Каким же технологиям отдавать предпочтение? Чем отличаются предлагаемые западные технологии от отечественных? Конечно, прежде всего, привлекает высокая производительность западных технологий, так как рынок отечественных теплоизоляционных материалов практически пуст. И только во вторую очередь принимается во внимание качество выпускаемой продукции, которое у отечественных производителей преимущественно выше: по теплостойкости, долговечности, тепло- и водостойкости они превосходят зарубежные аналоги. Немаловажным фактором, а может быть и основным, являются значительно меньшие затраты на создание отечественных производств по выпуску изоляционных материалов из минерального сырья.

Как же определить приоритеты внедрения тех технологий, которые предлагаются нашей промышленностью? В первую очередь, это поэтапность развития производственных мощностей, достигаемая последовательным наращиванием технологических модулей, имеющих приемлемую стоимость и достаточно быструю окупаемость (1,5-3 года.)

Специфика экономики России в настоящее время такова, что большие финансовые инвестиции, требуемые для внедрения крупнотоннажных западных производств, практически не в силах освоить ни один регион. Поэтому отечественными разработчиками технологий, прежде всего, предлагаются технологические модули, производящие 200... 1000 тонн продукции в год. Если же в регионе имеются возможности для организации производств большей мощности, то, видимо, следует отдать предпочтение предлагаемым западным технологиям.

С другой стороны, в области переработки минерального сырья в изоляционные материалы нового поколения Россия делает первые шаги, причем, зачастую с более высоким качеством продукции, с учетом возможностей отечественной экономики и стремления ряда строительных организаций к созданию локальных производств с объемами, требуемыми для удовлетворения собственных нужд. Поэтому, принимая во внимание изложенное выше, а также ориентацию на отечественное сырье, исследовать свойства которого мы полностью научились, технологии, представляемые на конференции «Техника и технология производства изоляционных материалов из минерального сырья», несомненно, имеют и будут иметь практический интерес.

Таким образом, если кратко определить место отечественных технологий получения изоляционных материалов из минерального сырья, то можно сказать, что эти технологии обеспечивают быстровозводимые, модульно наращиваемые, экологически чистые производства, которые могут быть реализованы при достаточно ограниченных финансовых возможностях в различных, в том числе и удаленных, регионах страны, с характеристиками выпускаемой продукции на уровне или выше мировых. Эти технологии в настоящее время могут занять приоритетные позиции по сравнению с предлагаемыми западными технологиями.

Так, в 1999-2001 гг. в ООО «Черниговский базальт» (г. Кемерово) сданы в эксплуатацию технологические линии по выпуску базальтоволокнистых материалов различного назначения общей мощностью 750 т/год.

В 2000 г. на территории Новосибирской ТЭЦ-5 (ООО «Новосибирск-энерго») впервые в РФ было создано производство по выпуску минеральной ваты из двух модулей общей мощностью 800 т/год. Аналогичные модули отсутствуют и за рубежом.

В настоящее время ведутся монтажные работы по созданию аналогичных производств базальтовых волокнистых материалов (БМВ) в г. Гусиноозерске (Республика Бурятии) и в г. Березняки (Пермская область) мощностью 800 т/год каждая.

В ходе исследований продукции Барнаульского завода асбестотехнических изделий по замене асбеста минеральной ватой в тормозных колодках, поставляемых на Минский автомобильный завод, было отмечено, что выпускаемая на опытно-промышленной установке ФГУП «ФНПЦ» Алтай» вата минеральная класса «БАЗАЛЬТИН» по качеству превосходит другие аналоги. Изготовленные к настоящему времени из этого материала более 150 тысяч тормозных колодок полностью удовлетворяют техническим условиям.

Разработанная технология отмечена золотыми медалями и дипломами конкурса Сибирской Ярмарки (г. Новосибирск).

Вместе с тем, нельзя не отметить, что успехи, достигнутые в отечественной технологии, в своем большинстве реализуются лишь на отдельных предприятиях и, к сожалению, не имеют унифицированного или отраслевого характера. Причин для этого, помимо основной — финансовой, много. И, прежде всего, это разрозненность предприятий в одной и той же отрасли, отсутствие общности интересов, взаимовыручки, недостаток единой информационной базы. Некоторые предприятия, не имея финансовой возможности, или не умея использовать официальные средства защиты авторских прав или, наконец, пытаясь просто сохранить свой приоритет, предпочитают оградить свое «ноу-хау» рамками собственного производства. Такой путь лишает эти предприятия поддержки других производителей, что в условиях нестабильности отечественной экономики, подвергает серьезному риску их существование.

Ярким примером может послужить ОАО «Судогодское стекловолокно» — единственный завод в мире, имевший полный цикл производства базальтовой нити и изделий из нее. Это предприятие считалось флагманом в развитии программы производства материалов из базальтового сырья. В настоящее время по ряду причин этот завод как уникальный производитель нити и изделий из базальта практически полностью прекратил свое существование. Вполне вероятно, что этого могло бы не случиться, если бы ОАО «Судогодское стекловолокно» было членом Ассоциации. Заручившись ее поддержкой, можно было бы спасти это старейшее, прекрасно оснащенное, имеющее в своих рядах знающих и одаренных специалистов предприятие.

Теперь, когда закрылся завод в г. Судогда, чтобы удовлетворить все возрастающий спрос на изделия из непрерывного базальтового волокна, приходится собирать эти материалы по составляющим, по крохам, практически по всему постсоветскому пространству. В особенности удручает качество предлагаемой продукции, т.к. практически отсутствуют единые стандарты на изготовление однотипных товаров. Невозможно предлагать товары под одной торговой маркой имеющие различное качество.

Представители старшего поколения, наверное, помнят известный всем «Знак качества», прозванный в народе «Лучше не можем».

В настоящее время у потребителя такие знаки не проходят. Так же, как не проходят ГОСТы и ТУ, понятные только специалистам узкого профиля.

Сейчас нужны яркие запоминающиеся торговые марки, примером которых являются торговые марки «ROCKWOOL», «ISOVER», «URSA», «PAROC», «БАЗАЛЬТИН» и т.п.

Потребитель знает, что, купив товар с этими марками, он покупает, прежде всего, качество и единообразие, а также абсолютную гарантию своевременности поставок купленного товара в любом количестве.

Наши торговые марки «ТермоЗвукоИзол», «Базальтин», «Базалтезил» тоже уже о многом хорошем говорят потребителю. Но, к сожалению, полностью удовлетворить спрос мы не можем в связи с ограниченностью производства качественного товара в достаточных количествах.

Отсутствие возможности полного удовлетворения спроса и единообразия заставляет проектные организации осторожничать с включением в проекты наших товаров.

Учитывая сказанное выше, в целях объединения усилий отечественных производителей изоляционных материалов, на основании решений III и IV Всероссийских научно-практических конференций «Техника и технология производства изоляционных материалов из минерального сырья», проведенных в ФГУП «ФНПЦ» Алтай» (г. Бийск Алтайского края), в ноябре и 2004 г. зарегистрирована «Ассоциация разработчиков технологий и производителей теплоизоляционных материалов из минерального сырья» (сокращенно, Ассоциация «РОСМИНИЗОЛЯЦИЯ»).

На базе вошедшего в состав Ассоциации ООО «ТехноСонус - Центр» создано Московское представительство Ассоциации. Почетными членами Ассоциации утверждены:

  • Группа компаний «Норма» (газета «Стройка», журнал «Промышленный вестник») г. Москва;
  • Журнал «Строительные материалы», г. Москва;
  • ООО «Строительные ведомости», г. Новосибирск;
  • Волокитин ГГ. — д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Прикладная механика и материаловедение» ТГАСУ, г. Томск.

Согласно Уставу, Ассоциация является некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96г.

Целями Ассоциации являются:

  • координация информационного обеспечения организаций — разработчиков технологий и производителей изоляционных материалов из минерального сырья России и других стран СНГ с целью совершенствования технологий, повышения качества продукции и создания перспективных отечественных производств, в том числе крупнотоннажных;
  • представление и защита интересов отечественных производителей и разработчиков технологий в области изоляционных материалов из минерального сырья в органах государственной, законодательной, исполнительной и судебной власти, организациях и учреждениях;
  • проведение экспертизы эксплуатационных свойств изоляционных материалов, производимых в России, и зарубежных образцов;
  • изучение конъюнктуры мирового рынка изоляционных материалов из минерального сырья с целью оценки потребительского спроса на новые отечественные разработки этой продукции и их конкурентоспособности;
  • осуществление маркетинга деятельности организаций, входящих в Ассоциацию с целью продвижения на рынок их продукции и технологий.

 

Достижение указанных целей направлено на:

 

  • ускорение научно-технического, методического и организационно-экономического прогресса членов Ассоциации;
  • повышение технологической и экономической эффективности деятельности членов Ассоциации;
  • становление и развитие единого рынка изоляционных материалов из минерального сырья на территории России и других стран СНГ;
  • повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  • обеспечение профессиональной информированности специалистов — членов Ассоциации.

8 февраля 2005 г. на «Сибирской ярмарке» (г. Новосибирск) проведена презентация Ассоциации. Целью этой презентации являлось получение поддержки такого крупного мероприятия, как выставка «Стройсиб-2005», в необходимости создания Ассоциации в общероссийском масштабе, а также привлечения в нее новых членов для постановки новых задач и увеличения финансовой базы.

На презентации были затронуты технические вопросы и определены стратегические направления деятельности Ассоциации:

  • принятие решений по приоритету внедрения отечественных технологий перед заказчиками;
  • включение членов Ассоциации в программы НИОКР Госстроя РФ;
  • доработка программы «Сибирский базальт» в соответствии с предложениями регионов Сибири и принятие ее на Федеральном уровне.

На презентации было отмечено, что действующие производства по выпуску волокнистых теплоизоляционных материалов не имеют достаточного уровня механизации и автоматизации. Без значительных конструкторско-технологических доработок плавильные печи на этих производствах не могут быть использованы при разработке высокопроизводительных технологических линий производства волокон и изделий, отвечающих требованиям мировых стандартов.

Отсутствие головной базовой организации, такой, как Ассоциация, не позволяет провести глубокий технико-экономический анализ производства и применения минераловатных изделий, спланировать и решить на высоком научно-техническом уровне проблемы создания и эффективного использования этих материалов в энергосбережении, снижении металлоемкости и пр., осуществлять координацию и концентрацию усилий в выполнении указанных задач.

Предметом деятельности Ассоциации должно являться научно-техническое информирование и повышение социально-экономической квалификации ее членов, организация проведения экспертизы эксплуатационных свойств теплоизоляционных материалов, издательская деятельность, в том числе издание научно-технического вестника с его последующей реализацией, включающего вопросы:

  • о состоянии работ по отработке технологий и производству теплоизоляционных материалов из минерального сырья;
  • о разрабатываемых, выпускаемых и применяемых технических, программно-методических средствах и технологиях, о результатах их апробации, испытания и применения в различных условиях;
  • о состоянии разработок и производства теплоизоляционных материалов из минерального сырья за рубежом;
  • о семинарах, конференциях, симпозиумах и т.п., в том числе международных;
  • об актуальных нерешенных проблемах в области разработок технологий и производства теплоизоляционных материалов из минерального сырья;
  • о современных технических, технологических, методических возможностях отечественной промышленности, в том числе членов Ассоциации, в области разработок технологий и производства теплоизоляционных материалов из минерального сырья»;
  • о проблемах организационно-экономических взаимоотношений между заказчиками и подрядчиками;
  • о направлениях и способах интегрированного использования информации, полученной в результате проведения научных и производственных конференций, семинаров, симпозиумов, «Деловых клубов» и других аналогичных мероприятий по различным направлениям и методам исследований базальта;
  • о ежегодных заочных ярмарках научно-технической продукции из минерального сырья;
  • о научно-технических дискуссиях по проблемам совершенствования техники, методики и технологий производства минерального сырья;
  • о новых нормативных, инструктивных, методических и других документах. Немаловажной частью деятельности

Ассоциации должно являться рекламирование продукции членов Ассоциации.